СТАРОЕ КИНО. ЧТЕНИЕ ПОДТЕКСТОВ

Печать

Опубликовано 24.07.2019 22:53 , Автор: А.В. Болдырев Категория: КИНОСЕЛО

Едва ли найдется на просторах бывшего СССР человек, который хотя бы раз не посмотрел фильм «Свинарка и пастух». Или, по крайней мере, не слышал песню из него. Совсем недавно этот фильм снова стал объектом всеобщего внимания, в связи со столетним юбилеем исполнителя главной роли – Владимира Зельдина, для которого роль пастуха Мусаиба Гатуева стала первой значимой в кинокарьере. Поэтому на сюжете фильма мы останавливаться не будем, - он хорошо известен, а остановимся на основных посылах фильма и истории его создания.
 
Итак: союз русской и кавказца. При этом русский ухажер Кузьма Петров[1] выставлен человеком недалеким, не особенно честным и вообще проигрывает в состязании за руку и сердце невесты. Отметим, что в русском, а в кавказском менталитете особенно, жена занимает подчиненное положение. Случайно ли, что русская выходит замуж за кавказца, занимая заведомо подчиненное положение, а не русский берет в жены уроженку гор?
С другой стороны. Встреча влюбленных произошла в Москве, которая показывается как объединительный центр всей страны: «… как в море встречаются реки – так встречаются люди в Москве».
Теперь остановимся на истории создания фильма. Известно, что 22 июня 1941-го съемочная группа вернулась со съемок в Кабардино-Балкарии. Затем все мужчины были призваны в армию[2], но были возвращены по приказу Сталина. Тот, кто знает, что такое бюрократическая машина, представляет, как тяжело она дает обратный ход. Тот, кто хоть немного интересуется историей Великой Отечественной войны, представляет, какой хаос творился по всей стране летом 1941-го. И в такой ситуации разыскать и вернуть на съемочную площадку актеров – сродни аппаратному подвигу. Далее съемки продолжалсь несмотря на бомбежки и эвакуацию «Мосфильма» в Алма-Ату.
Теперь давайте подумаем: Товарищу Сталину, который в дополнение к Совнаркому, возглавил Наркомат Обороны и Ставку Верховного Главнокомандования, в условиях рушащегося фронта, начавшейся эвакуации промышленности, было нечем заняться, кроме музыкальной комедии на пасторальную тему? Наверное, было. Однако нашлось время и на кино. Почему?
 
Ответ попробуем поискать в истории Северного Кавказа. Эти территории очень долго интегрировались в состав России. Кавказская война длилась без малого 50 лет и вошла в русскую культуру через творчество Пушкина, Лермонтова, Толстого. Установление советской власти проходило также с серьезными осложнениями, в виде, например, установления в 1920-х года шариатских порядков, которые были, явно не до конца свернуты только к середине 1930-х. Действовало антисоветское подполье. «На вскидку» можно назвать имена Хасана Исраилова, который в 1940-м занимался подготовкой вооруженного восстания, а в 1942-м создал «Национал-социалистическую партию кавказских братьев» Или Абдурахмана Автораханова, друга детства Исраилова. Еще в 1930-е, будучи на партийной работе, он подвергался взысканиям за националистические высказывания, а в 1942-и и вовсе добровольно перешел на сторону Германии[3]. Кроме того, сам Сталин и Нарком Внутренних дел Берия не понаслышке знали, что такое Кавказ.
О том, что происходило на Северном Кавказе в 1941-42-м пишут много и разное. Я сошлюсь на слова своего товарища, воевавшего в Чечне в середине 1990-х. Со слов местных стариков он рассказывал, что происходило «тоже самое». Едва ли только из соображений личной мести вождей, в условиях войны, нашлись войска и транспорт, чтобы депортировать население целой АССР в 1944-м.
Так что если учесть, что Северный Кавказ был второй по значению житницей СССР (после Украины), что Кавказ был единственным в СССР источником нефти, жизненно важной в «войне моторов», ситуация и приоритеты советского правительства начинает проясняться.
 
По всей видимости, накануне и в условиях начавшейся войны, руководство СССР, зная и понимая ситуацию на Северном Кавказе, ставило задачу сохранить лояльность местных народов по отношению к русским демонстрацией на экране союза русской девушки и кавказца с неким реверансом в адрес Кавказа, но с акцентом на центр в Москве. То есть сохранения целостности страны на стратегическом направлении.
Отсюда внимание к фильму и съемочной группе.
 
Интересно, но снятый в годы Великой Отечественной, фильм несет на себе и свидетельства 1960-х. В той копии, которая имеет хождение в Интернете, нет ни одного памятника Сталину. А внимательный зритель, к коим отношу себя я, заметит, что в титрах нет имени режиссера. Ассистенты – есть, а самого – нет. Почему? Иван Александрович Пырьев пользовался расположением власти на протяжении всей жизни и оснований для изъятия его имени вроде бы нет. Однако оказывается, что первоначально его имя сопровождал комментарий «Сталинский орденоносец»[4] - вот и ответ на вопрос.

[1] Исполнил Николай Крючков – на начало 1940-х – звезда всесоюзного масштаба.

[2] По некоторым данным – в танковую школу.

[3] В отличие от своего друга, убитого в 1944-м, Авторханов сумел перебраться в США, где до 1979-го работал в «Русском институте армии США», где преуспел. Выпустил несколько бестселлеров. Выступал на «Радио Свобода». Его книги цитировал Збигнев Бжезинский

[4] По всей видимости, имелся в виду не орден, а Сталинская Премия. Скорее всего, за фильм «Трактористы» (1939), знак которой имел вид медали или ордена на колодке.